Филиал ФБУЗ Центр гигиены
и эпидемиологии МО

в Клинском и Солнечногорском районах

Музыка на пользу детского развития

Влияние музыки на мозг человека

В 2016 году в Институте изучения мозга и креативности Университета Южной Калифорнии обнаружили связь между музыкальным воспитанием детей и развитием их мозга, в особенности зон, отвечающих за формирование устной речи и навыков чтения.

Сравнение мозга музыкантов и тех, кто не занимался музыкой, показывает целый ряд отличий в структуре и функционировании самого сложного органа человеческого организма. Например, было показано, что музыканты лучше справляются с заданиями на память и мышление, у них тоньше развит слух. Измерения активности мозга показывают более эффективное межполушарное взаимодействие, а также то, что у музыкантов активнее зоны, отвечающие за двигательные навыки и пространственное мышление.

Исследования мозга музыкантов показывают уникальное влияние музыки на развитие мозга: нет буквально ни одной зоны мозга так или иначе не вовлеченной в занятия музыкой, что, безусловно, положительно сказывается на его функционировании.

Как влияет музыка на развитие детей

Исследования показывают, что первокурсники, обучавшиеся игре на музыкальных инструментах в детстве, имеют лучшие успехи в изучении математики и в среднем даже демонстрируют лучшие успехи при поступлении в вузы.

Занятия музыкой развивают интеллект детей, влияют на коммуникативное и эмоциональное развитие, улучшают координацию и мелкую моторику, развивают речь. В целом, музыка учит тело и разум работать сообща. В раннем детстве звуки музыки стимулируют слух младенца и готовят его к появлению речи, позже подключаются танцы, благодаря которым дети активно развивают ловкость и координацию.

Даже младенцы живо отзываются на музыку: они улыбаются, начинают двигать руками и ногами.

К тому же и взрослым, и детям музыка создаёт настроение. Она позволяет настроиться на рабочий лад или, наоборот, расслабиться и отдохнуть. Бодрые утренние мелодии позволяют поскорее проснуться, а спокойные вечерние способствуют быстрому засыпанию. Какое же место занимает музыка в жизни детей разных возрастов?

Младенцы и музыка

Как мы помним, младенцы с самого рождения чувствительны к последовательностям. Регулярные события вносят в их восприятия мира порядок и позволяют разобраться, как же здесь всё устроено. К тому же первый год жизни – это год активного развития всех органов чувств, поэтому неудивительно, что младенцы наслаждаются легкими музыкальными ритмами. В этом возрасте музыка может стать маминым помощников в выстраивании распорядка дня: включайте разные мелодии во время пробуждения, купания, кормления и отхода ко сну. Следите за громкостью, ведь нежные детские уши не готовы к громкой и грубой музыке, отдавайте предпочтения спокойным негромким мелодиям.

  • От года до трёх лет

В этом возрасте малыши обожают танцевать. Повторяющиеся строчки детских песен хоть зачастую и выводят родителей из себя, но для детей становятся ключом к развитию памяти и речи. В этом возрасте невероятно полезными занятиями становятся знакомства с различными ритмами и повторения их всевозможными способами.

  • Дошкольники

Дошкольники с удовольствием танцуют и поют. Они еще не стесняются и не оценивают, насколько хорошо или плохо у них получается та или иная песня. Они всё так же любят песни с повторяющимися строками и напевами. Малыши прекрасно подключаются к импровизированным оркестрам, в которых можно использовать всевозможные трещотки, ложки, колокольчики и другие несложные инструменты, чтобы подыгрывать основной мелодии. В этом возрасте уже появляются музыкальные предпочтения, малыши могут проявить интерес к музыкальному образованию.

  • Школьники и подростки

Младшие школьники с удовольствием слушают образовательные песенки, в которых раскрывается значение новых слов и явлений. Они начинают более осознанно выбирать музыку под обстановку и настроение, продолжают формироваться музыкальные предпочтения. Занятия музыкой и вокалом дают детям возможность самовыражения, а также способствуют укреплению самооценки ребенка. К концу начальной школы музыка уже начинает играть социальную роль: подростки формируют группы на основании жанровых предпочтений, проводят время в компании друзей за прослушиванием любимой музыки, пробуют себя в качестве музыкантов и исполнителей. Музыкой заполнены и социальные сети подростков, а музыкальные кумиры во многом становятся примерами для подражания.

Музыка сопровождает человека с рождения и до самой старости, особенно влияя на формирование личности и развитие когнитивных и социальных функций в детском возрасте. На развивающих музыкальных занятиях дети начинают знакомство с музыкой с простых ритмов и несложных детских песен. Взаимодействие ребенка с музыкой положительно влияет на развитие речи и мышление ребенка, улучшает творческие способности, развивает его эмоциональную сферу и улучшает его отношения со сверстниками.

Выводы

Музыка – это неотъемлемая часть нашей культуры. Она сопровождает человека всю жизнь, позволяя ему пережить сложные моменты и разделить радость с близкими, найти друзей по интересам и настроиться на рабочий лад. Музыка оказывает положительное воздействие на детей, развивая их речь и мышление, влияя на развитие их творческих способностей и способности к эмоциональной саморегуляции. Именно поэтому все педагоги рекомендуют активно включать музыкальные занятия и просто прослушивание музыки в жизнь ребенка. К тому же совместные семейные занятия музыкой способствуют улучшению отношений между домочадцами и повышают настроение у всех членов семьи.

Филиал ФБУЗ Центр гигиены
и эпидемиологии МО

в Клинском и Солнечногорском районах

Контакты

© 2025 Филиал ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии МО в Клинском и Солнечногорском районах

Перейти к содержимому