Зрительная гимнастика в начальной школе — это комплекс упражнений для глаз различной направленности с использованием разного оборудования. Она относится к здоровьесберегающим технологиям и выступает как форма работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата.
Цель зрительной гимнастики — включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот — расслабить те глазные мышцы, на которые приходится основная нагрузка.
Упражнения для глаз можно подразделить на группы:
- упражнения на развитие мышц глаза, зрительных функций без предметов;
- упражнения на развитие мышц глаза, зрительных функций с предметами;
- упражнения на визуальных (зрительных) тренажёрах;
- комбинированные упражнения (в сочетании с движениями мелкой моторики рук, в сочетании с движениями тела);
- упражнения для релаксации (снятия зрительного напряжения).
Важно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. В общей сложности зрительная гимнастика проводится до 6 раз в день во всех возрастных группах.
Некоторые рекомендации по проведению:
- Длительность проведения гимнастики: 2–3 минуты в младшей и средней группе, 4–5 минут в старших группах.
- Выбор зрительных упражнений определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.
- Возможно сочетание зрительной гимнастики с физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.
- Начинать упражнения с простых движений, увеличивая их сложность.
В заключение можно сказать, что систематическое использование зрительных гимнастик в работе с детьми с дошкольного возраста обеспечивает сохранение зрения и коррекцию имеющихся зрительных нарушений, в том числе прогрессирующих заболеваний.

